Война продолжается, и в людях растет напряжение. В последний месяц весны сотрудники Киевского городского центра гендерного равенства, предотвращения и противодействия насилию зафиксировали увеличение количества обращений и предоставили 1403 консультации. По их словам, чаще всего люди обращались к психологам по поводу фантомных звуков взрывов, панических атак, страха умереть, потерять семью или снова попасть под оккупацию. Также много обращений поступило из-за ссор с детьми и кризисов в семейных отношениях. Почему после более года полномасштабной войны не все украинцы смогли «привыкнуть» к таким вызовам — спрашиваем у психолога.
— Из-за домашнего насилия в наш центр обратились 316 женщин и 58 мужчин. Еще 107 человек получили консультации от мобильных бригад социально-психологической помощи, которые функционируют в городе. Увеличилось и количество людей, которые находились в комнатах кризисного реагирования. В мае такими услугами воспользовались 48 человек: 27 женщин, 18 детей и 3 мужчин. В приютах находилось 9 человек, — пояснила «ФАКТАМ» Елена Штыря, психолог Киевского городского центра гендерного равенства, предотвращения и противодействия насилию. — Рост психического напряжения внутри человека вызван различными внешними факторами: увеличение обстрелов, ожидание контрнаступления, увеличение цен вместе с уменьшением доходов, отсутствие стабильности и т. д., и это приводит к тому, что человек начинает искать самый простой способ избавиться от напряжения. Поскольку он не имеет опыта, как это сделать экологично по отношению к себе и к другим, это приводит к неконструктивному, но вместе с тем временно эффективному способу — «сорвать злость» на «безопасный объект», которым чаще всего становятся именно близкие, жена, дети или родители, которые не могут дать отпор такому поведению.
Читайте также: «Очень действенная техника»: украинская певица рассказала, как преодолевает стресс из-за войны
Часто обидчики не осознают истинные причины своего раздражения, перенося вину за него на окружающих. Фантомные звуки взрывов, панические атаки, страх умереть, потерять семью или снова попасть под оккупацию — это реакция на ненормальные обстоятельства, в которых мы все находились и до сих пор продолжаем находиться. Каждый такой случай требует индивидуального подхода. Эти симптомы при возвращении ощущения безопасности после нашей победы могут со временем исчезнуть самостоятельно, но иногда для избавления от этих проявлений нужна помощь специалистов психологов или медиков.
За прошедший месяц увеличилось количество обращений мужчин и детей, но в процентном отношении обращения женщин остаются лидером. Человек неотъемлем от общества и все, что происходит вокруг него, влияет на него, в том числе и увеличение обстрелов и новости о погибших.
— Что вас лично поразило во время общения с людьми, которые жаловались на ту или иную проблему? Часто ли люди плачут, когда делятся этой болью? Как их можно успокоить?